Сонник «РАЙДО» Психоанализ Астрология

Сон Юнга

Приснился К. Г. Юнгу после его исследовательской экспедиции в дикие племена Африки. Вообще, Юнг был очень озадачен тем, что несмотря на огромное количество впечатлений, пережитых во время пятимесячного пребывания в племенах, ему приснился всего один! сон с участием чернокожих.

«Только один раз там я увидел во сне негра, чье лицо показалось мне удивительно знакомым, но я долго не мог припомнить, где встречал его прежде. Наконец память сработала: это был мой парикмахер из Читтануги в Теннесси! Американский негр! Во сне он держал у моей головы огромные раскаленные щипцы, собираясь сделать мне прическу "kinky" - "под негра". Я уже начинал чувствовать жар от раскаленного железа и в ужасе проснулся».

Из дневников Юнга: «Этот сон был воспринят мной как предупредительный сигнал из бессознательного: оно подсказывало, что я должен быть осторожным, что я подошел слишком близко к тому, чтобы "going black" (сделаться черным. англ.). В тот момент у меня начинался приступ тропической лихорадки и моя физическая сопротивляемость была ослаблена. Для того чтобы явить мне угрозу, исходящую от негра, мое бессознательное, избегая какого бы то ни было напоминания о настоящем, вызвало у меня воспоминание двенадцатилетней давности о негритянском парикмахере в Америке…

В разгар африканских событий и впечатлений мои сны развивали собственный сюжет. Они касались исключительно моих личных проблем. Объяснить это я мог только так: мне при любых обстоятельствах следует сохранять свою европейскую индивидуальность.

Я даже начал подозревать, что затеял африканское путешествие с тайной целью покинуть Европу с ее неразрешимыми проблемами, пусть даже рискуя при этом вообще остаться в Африке.

Так поступали многие до меня, так поступают и сейчас. Путешествие теперь представилось мне в другом свете: целью его в гораздо меньшей степени было изучение психологии примитивных народов ("Психологическая экспедиция в Багишу"), речь скорее шла о другом мучительном для меня вопросе: что же произошло с психологом Юнгом in the wilds of Africa (в дебрях Африки. - англ.)? От этого вопроса я уходил, несмотря на то, что в свое время поставил перед собой задачу исследовать реакции европейца на первобытные условия жизни. Но, к собственному моему удивлению, эта объективная научная проблема сделалась в конце концов для меня очень личной, и всякое решение болезненно затрагивало прежде всего меня самого. Я вынужден был признаться себе, что вряд ли упомянутая выставка в Уэмбли явилась поводом для моего путешествия, скорее европейский воздух стал для меня слишком удушливым.

Размышляя об этом, я медленно плыл по тихим водам Нила на север - в Европу, навстречу своему будущему. Путешествие закончилось в Хартуме. Здесь начинался Египет. Итак, я достиг желаемого и осуществил свой план - открыл для себя это царство древней культуры не с запада, не на пути из Европы и Греции, но с юга, от истоков Нила. Меня больше интересовали не азиатские, а хамитские элементы египетской культуры. Избрав географическое направление и двигаясь по течению Нила путем развития цивилизации, я мог кое-что отыскать. В таком плане главной моей удачей оказалось открытие аналогии египетского мифа о Горе с верованиями элгонисов. И еще - этот молитвенный жест павианов, я снова вспомнил о нем в Абу-Симбеле, южных воротах Египта.

Миф о Горе - это история о возрождении божественного света. Миф должен был появиться после того, как культура, то есть сознание, впервые вырвала человека из первобытной тьмы. Именно поэтому путешествие из сердца Африки в Египет стало для меня некой драмой обретения света, что имело непосредственное отношение к моему собственному опыту, к моей психологии. Я чувствовал это, но не умел должным образом сформулировать. Я не мог предполагать, что даст мне Африка, но я получил ответ на многие вопросы и обрел некое знание. Это имело несравнимо большее значение, чем любой этнографический материал, чем оружие, черепки или украшения, чем какие бы то ни было охотничьи трофеи. Я хотел знать, что произойдет со мной в Африке. И я узнал это».

Комментарий: Все верно, быть остриженным означает лишиться своей индивидуальной космичности. Быть остриженным негром, значит перейти под его космо-идентичность. Юнг увидел в этом сне предостережение – мутировать обратно в черного человека. Это доказывает расовое намерение африканцев вернуть все как было, когда они были единственными носителями… и властителями разума. Физически это невозможно, поезд ушел, но можно ввергнуть «белый» разум в фантазии навсегда и таким образом вернуться на круги своя. Коллективное бессознательное опасно не тем, что заставляет всех думать одинаково, но своими фантазмами… о прошлом, о Рае, о счастье и тому подобных розовых вещах. В том числе управлять жизнью-женщиной, что произошло в предыдущем сне.

Неизвестно был ли этот негр из Чаттануги единственным парикмахером в жизни Юнга. Но в этой истории есть удивительные пересечения. В Чаттануге жил и работал Густав Миллер (живший в одно время с Юнгом) автор знаменитого «Сонника», где есть пожалуй всё из мира образов, но странным образом «Негр» не представлен. Не потому ли, что Густав тоже испытывал подспудный страх аннигиляции своей личности… или наоборот проигнорировал «негра» на волне чувства превосходства.

В 40х годах на пике популярности была песня «Чаттануга чу-чу» (первый в истории диск, вышедший миллионным тиражом) в исполнении оркестра Глена Миллера. В песне рассказывается о бродяге, который едет на поезде в Чаттанугу к своей милашке, но в общем-то пока не знает, останется ли он с ней или покатит дальше. Это джазовая песня, а джаз как известно соткан из африканских ритмов. В таком случае бродяга, это негроидное сознание, пребывающее в смятении, а милашка – заветная мечта.

Миллер с немецкого (родного языка Юнга) означает мельник… возникают ассоциации с перемалыванием индивидуального разума на жерновах КБ. Вспоминается пословица: «Не горюй, перемелется – мука будет».

Чаттануга – чат (от англ. chat — болтать) – обмениваться информацией, ассоциируется с общением индивидуумов в КБ.

Чи́тта — понятие индийской философии, относящееся к совокупности психических проявлений индивида; комплекс индивидуального сознания; состояние ума. (Юнг провел достаточно много времени в Индии в аналогичной исследовательской поездке).

P.S. Чаттануга возникла все же не случайно, а как подходящее выражение определенного сегмента КБ, откуда расходятся нити управления.

© Портал сновидений «Райдо». Сонник «Райдо»

 

При копировании материалов сайта активная ссылка обязательна
© 2007 Портал сновидений "РАЙДО"